Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

отрепьев григорий

Энциклопедический словарь

ОТРЕПЬЕВ Григорий - ОТРЕ́ПЬЕВ Григорий (в миру Юрий Богданович), по утверждению правительства Бориса Годунова (см. БОРИС ГОДУНОВ), беглый монах , выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича - сына Ивана Грозного (Лжедмитрий I). Сын галичского дворянина, Григорий был дьяком Чудова монастыря в Московском Кремле, одно время служил секретарем при патриархе Иове. Около 1582 года он бежал из монастыря.

Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия перешел русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах Гришка Отрепьев, которому была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдает себя за Дмитрия - истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах - Леонид. В связи с этим правительство Федора Годунова в апреле 1605 года внесло в текст присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием».

После убийства Лжедмитрия I правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев. Имя Гришки (со времен Павла I - Григория) Отрепьева сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю торжества православия, вплоть до царствования Александра II Николаевича.

Многие современники сомневались, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев - одно лицо. Историки в целом поддерживали официальную версию, поскольку нет достаточных данных способных ее подвердить или опровергнуть. Решительно в пользу отрепьевской версии выступал Н.М. Карамзин. Напротив, Н.И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича, а не костромского дворянина, хорошо знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Отрепьева, как секретаря Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Дискуссия между представителями обеих точек зрения продолжалась и в 20 веке; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения Лжедмитрия I к Романовым. Оба эти мнения нашли отражение в написанных в 19 веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина отразил А.С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А.К. Толстой в пьесе «Царь Борис».

Полезные сервисы

отрепьев григорий богданович

Большой энциклопедический словарь

Отре́пьев Григорий Богданович по утверждению правительства Бориса Годунова, беглый дьякон московского Чудова монастыря, выдававший себя за сына Ивана IV — Дмитрия (см. Лжедмитрий I).

Полезные сервисы